Образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества.
Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного учителя.
Социальная роль учителя заключается в возможности готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.
С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Кто он - современный учитель? Каким он должен быть ? На эти вопросы ответы пытались найти во все времена. На мой взгляд, в учителе сегодня должны органично сочетаться профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.
Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам.
Авторитет учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течение всей своей педагогической карьеры, здесь очень важно.
Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени, в котором живет.
Так будем же прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ!
Современный учитель должен обладать следующими качествами:
- Общественномировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета)
- Профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные, сугитивные)
- Личностными качествами: справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др.
Современный учитель должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков. Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников, владеть ИКТ-компетенциями.
Я являюсь классным руководителем 6 «а» класса. Считаю одной из важных задач воспитательной работы создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Современный учитель должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия, делюсь опытом с коллегами.
Стараюсь поддерживать конструктивные отношения с родителями учащихся, привлекая семью к совместному решению вопросов воспитания, всегда получаю поддержку.
Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности, возможно, добиться качественных результатов обучения.
Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.
Проработав в школе 20 лет, я использую в работе многие технологии, различные формы и методы обучения. Но все-таки главную роль в школе, по-моему, играет учитель.
Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?
По моему мнению, современный учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!
Вспомним слова педагога Е.Н.Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно».
Учитель учится вместе с детьми жить в этом современном мире и нужен не столько для передачи накопленного предыдущего, зачастую устарелого опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка, как человек, который своим профессионализмом добился права быть значимым в жизни ребёнка.
На этом пути много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности, для этого в нашей жизни так много условий. Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей из разных социальных групп – это трудная, но такая задача, которая требует решения для нашего общего будущего в нашей стране. И хочется верить, что решаться она будет усилиями личности, общества и государства совместно.
|