Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на организм ребенка, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и повышения работоспособности учеников.
Основные задачи физкультминутки:
1) снять усталость и напряжение;
2) внести эмоциональный заряд;
3) совершенствовать общую моторику;
4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток, применяемых мною на уроках математики: от стандартных комплексов до сюжетных и в сочетании с интеллектуальными заданиями...
1. Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации».
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника:
Упражнения:
1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад.
2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4) «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад).
6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.
2. Упражнение для рук
1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем.
3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
3. Упражнения для ног
Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя).
1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя).
2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую.
4) Приседание.
4. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
а) Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
б) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
5. Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе.
1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
в) Исходное положение – сидя, руки вверх.
1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
6. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища
а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову.
1-5-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
б) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп средний.
7. Математическая гимнастика для глаз (варианты проведения физминуток для глаз на уроках математики
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.
7.1. Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты.
Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.
На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете.
Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
7.2. Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка».
Цель: снятие зрительного напряжения.
Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.
8 ∞
Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
7.3. Упражнение «Цифровые таблицы».
Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений.
Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета.
7.4. Комплекс упражнений для глаз:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !
|