Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на организм ребенка, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и повышения работоспособности учеников. Основные задачи физкультминутки: 1) снять усталость и напряжение; Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток, применяемых мною на уроках математики: от стандартных комплексов до сюжетных и в сочетании с интеллектуальными заданиями...1. Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации». Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника: Упражнения: 2. Упражнение для рук 1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн. 3. Упражнения для ног Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя). 1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя). 4. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения а) Исходное положение – сидя на стуле. б) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 5. Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук. а) Исходное положение – стоя, руки на поясе. б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. в) Исходное положение – сидя, руки вверх. 6. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. б) Исходное положение – стойка, ноги врозь. Повторить 5-6 раз. Темп средний. 7. Математическая гимнастика для глаз (варианты проведения физминуток для глаз на уроках математики 90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения. 7.1. Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты. Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке. На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете. Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя. 7.2. Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка». Цель: снятие зрительного напряжения. Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8. Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞. 8 ∞ Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции: Нарисуй глазами треугольник. 7.3. Упражнение «Цифровые таблицы». Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета. 7.4. Комплекс упражнений для глаз: 1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ ! |
Физкультминутки